Двухшаговый кракелюр в декупаже на примере изготовления шкатулки

Двухшаговый кракелюр в декупаже на примере изготовления шкатулки

Опубликовано в: Статьи

Эти нежные, загадочные трещинки… За что они так любимы декупажницами? Наверное, именно за эту загадочность, за ощущение романтики и старины, за напоминание о тех временах, когда доблесть и честь были превыше всего, а сияющие глаза и улыбки прекрасных дам вдохновляли на великие дела…

Двухшаговый (или двухкомпонентный) кракелюр – это, наверное, самая распространенная техника в декупаже. Причем техника очень изысканная, по сравнению с однокомпонентным кракелюром или даже искусственными потертостями.

Для тех, кто еще не очень разбирается во всех этих смежных техниках, поясню: двухшаговый кракелюр – это трещины в слое лака на уже готовом изображении.

В отличие от однокомпонентного кракелюра, где мы пользуемся одним составом (одним компонентном, одним шагом) и получаем трещины в слое краски, двухкомпонентный кракелюрный состав, как видно из названия, состоит из двух разных баночек, двух компонентов, которые наносятся на работу друг за другом. При этом верхний состав трескается, и, чтобы трещины были хорошо видны, мы проявляем их различными затирками (какими – читайте дальше).

Еще для начинающих: рекомендую всегда уточнять, какой кракелюр вы имеете в виду, двухшаговый или одношаговый – это имеет принципиальное значение (машина тоже может быть швейной, посудомоечной или стиральной, и это не одно и то же 🙂

Откуда вообще взялся кракелюр?

Для нас с вами кракелюрные трещинки – это «дух старины», романтика, а для художников, особенно художников прошлых столетий – нарушение технологического процесса: неправильная подготовка основы, неправильный подбор грунтов, красок и их нанесение, хранение или реставрация полотна, неправильные условия хранения и транспортировки, что в результате приводит образованию на картине трещин в слое лака или краски.

Таким образом, трещины — вовсе не обязательный атрибут старинного предмета или произведения живописи. Однако сейчас все, связанное со стариной, становится все более и более популярным, и кракелюр – не исключение.

Существует огромное количество средств, предназначенных для имитации эффектов старины; к ним относятся и кракелюрные лаки, столь популярные среди декупажниц (и не только декупажниц).

Основы техники

Двухкомпонентный кракелюр выполняется на уже почти полностью готовой работе, с нанесенным, подрисованным и желательно залакированным мотивом (или даже тщательно залакированной работой, если у нас кракелюр смываемый — иначе заготовку может «повести» от воды).

Самая-самая общая схема работы с двухкомпонентными кракелюрами

Внимание! Эта схема не является прямым руководством по работе с кракелюрными лаками! Это просто общая схема, чтобы можно было примерно представить порядок действий!

1. Полностью декорируем работу, лакируем, сушим.
2. Наносим первый шаг кракелюрного состава (они всегда подписаны, где 1 шаг, где 2).
3. Сушим (чаше всего не до полного высыхания, а немного недосушивая).
4. Наносим второй шаг, ждем образования трещин.
5. Затираем средством для проявления трещин.
6. Защищаем финишным лаком.

А теперь о главном.

Кракелюрных составов очень и очень много, больше 20 разных видов, и все они имеют разные свойства и дают разные трещины, поэтому каждая декупажница со временем выбирает себе 1-2 любимых состава и пользуется преимущественно ими.

Составы могут быть:

  • водными или неводными,
  • желтящими или нежелтящими,
  • давать крупные широкие трещины, мелкие широкие трещины, крупные фарфоровые трещины или мелкие фарфоровые трещины (и их вариации),
  • мы можем затирать кракелюры твердыми пигментами (пастелью, порошками-металликами или сухими тенями), битумом, бирумными или водными патинами, акрилом или даже масляными красками…
  • мы можем второй шаг смывать или не смывать, покрывать кракелюр водным или неводным лаком, или даже опять первым шагом…

Голова идет кругом, правда?

Мне часто в письмах задают вопрос: «почему не получился кракелюр?» Ответ на этот вопрос дать невозможно – это все равно что спросить, «почему не работает компьютер». Вариантов ответов может быть штук 50, от ответа «сгорел южный мост на материнской плате» до элементарного «нет электричества».
К чему я это говорю? Да к тому, что все кракелюрные составы разные и, не зная, какой состав вы используете, трудно вообще что-то предположить.

Поэтому еще раз: если вы работаете с двухкомпонентным кракелюром, то самое серьезное и ответственное дело – выбрать подходящий кракелюрный состав и знать все его свойства.

Всего одно отличие может быть у красивого кракелюра и чешуйчатого кошмара: финишный лак)))

Мои любимые кракелюрные пары – это – это кракелюрная пара Maimeri 753-754 (номера — это последние три цифры артикулов), нитяные кракелюры от Акриланас или Арс-хобби и двухкомпонентный кракелюр фирмы Rayher (при этом, конечно, я перепробовала множество других кракелюров, и они меня не порадовали).
Первые два состава дают тонкие изящные трещинки, а Rayher дает очень красивый рельеф (именно этот кракелюр я использовала для имитации старинного кожаного переплета в мастер-классе по шкатулке-книге, а нежный Maimeri 753-754 – для создания трещинок на медальоне).

Maimeri 753-754 и нитяные кракелюры от Акриланас – нежелтящие водные составы, очень удобные в работе. У первого ячейки меньше, в второго – больше, поэтому Акриланас я использую для декора крупных предметов с довольно крупными мотивами.
Кстати, имейте в виду, что в линейке Акриланас (и Арс-хобби) также есть так называемые «крупный» и «мелкий» кракелюр. Они вообще беспроблемные, не требуют смывания, но трещины у них шире, чем у нитяного кракелюра, что смотрится уже менее изящно.

Нанесение

Технология создания трещин у Maimeri 753-754 и нитяных кракелюров Акриланас одна и та же: наносим первый шаг и ждем, пока он из молочно-белого станет прозрачным. Также он станет очень липким, поэтому будьте аккуратны, не оставляйте отпечатков пальцев и не пылите))

После того, как первый шаг станет липким, я наношу второй шаг на всю поверхность, покрытую первым шагом. Это нужно сделать, не оставляя ни капли непокрытого пространства, иначе после затирания кракелюра там будет грязное пятно затирки. Трещины образуются в течение часов 12 в зависимости от толщины слоя второго шага.

Проявление

Затираю я их (проявляю трещины) чаще всего порошками-металликами. Их можно найти в магазинах для творчества под названием «порпорина» или, например, «средство для затирки кракелюра», а проще всего (и намного дешевле) – в строительных магазинах: ищем порошки-металлики типа серебрянки (кстати, она бывает и золотая, а у импортных производителей – вообще любых расцветок). По своему опыту могу сказать, что покупать другие цвета металликов, кроме золота или серебра, не имеет смысла, они не пригодятся или пригодятся в одном случае из 20). Лучше запаситесь сухой пастелью – матовые трещинки смотрятся намного благороднее. Сухую пастель натираем ножиком в мелкий порошок и этим порошком на ватном диске проявляем трещинки.

Смывание и защита

В целом эти два состава – очень удобные в работе кракелюрные пары, несмотря на то, что у обоих второй шаг после затирки нужно смывать (у Maimeri смывается вообще без проблем под проточной водой, у Акриланас – тяжелее и дольше, нужно приноровиться).

В принципе, у многих кракелюров второй шаг можно смывать, а можно и не смывать, только тогда придется покрывать трещины неводным лаком. Однако долговечность несмытого кракелюра для меня – открытый вопрос.

Трещины появляются из-за того, что первый и второй шаг между собой конфликтуют. И при этом они довольно непрочно друг с другом сцепляются, поэтому не исключено, что через некоторое время второй шаг может начать отслаиваться, если его слабо залакировать финишным неводным лаком (особенно этому подвержен кракелюр ToDo Antik Crackle, который, вообще-то, по инструкции не требует смывания). Поэтому те кракелюры, которые смывать можно, я предпочитаю смывать — тогда их можно покрывать обычным акриловым лаком.

Как же выбрать кракелюрный состав? И по каким критериям вообще выбирать?

На этот вопрос просто невозможно ответить в одной статье. Здесь очень много важных факторов, которые можно разделить на три группы – это, конечно, свойства состава, удобство в работе и конечный результат. Идеальный кракелюр – это тот, который идеально подходит к данной конкретной работе и не капризничает от сквозняков и положения Юпитера на небосводе. О том, как выбрать кракелюрный состав, мы будем говорить уже совсем скоро, а пока поговорим еще об одном важном моменте, о котором многие декупажницы нередко забывают.

Кракелюр должен смотреться на работе уместно и гармонично!

Для чего мы вообще создаем трещинки на работе? Чтобы придать изделию дух старины или показать, что мы умеем делать кракелюр?

Первое, что нужно сделать перед использованием любого кракелюра – подумать, а нужен ли он здесь вообще))) Откуда он взялся, что за материал у вас растрескался и т.д. Он растрескался везде или только в нескольких местах?

Также очень важно, чтобы получившийся кракелюр не перекрывал собой мотив (то есть, чтобы кракелюр не забирал на себя все внимание и не становился доминантой). На многих работах мотива просто не видно – видно только жирно затертые трещины, да еще и по всей работе (честно говоря, мои первые работы с кракелюром тоже были такими).

Кракелюр должен как бы оттенять мотив, подчеркивать его красоту и старину, а не показывать, что вы овладели техникой создания кракелюров.

Поэтому всегда нужно понимать, что на работе у вас главное – мотив или кракелюр. Если кракелюр – то мотив можно вообще не делать, его все равно не будет видно 🙂 Я вообще предпочитаю затирать кракелюр едва-едва: пусть его лучше будет видно меньше, чем больше.

Читайте также:  Подушка петух своими руками, мастер - класс с фото, пошагово

Гармоничное сочетание мотива и кракелюра (панно на стену):

И еще один важный момент. Представьте, что ваша работа потрескалась от старости, и в трещинки набилась пыль и грязь (да, именно это набивается в трещинки на старинных вещах, а вовсе не золотая пудра). Возможно ли это, если она чисто-глянцево-новенькая, с сочным и ярким мотивом? Вряд ли 🙂 Поэтому не забывайте: кракелюр – это прежде всего техника старения, и, если мы делаем трещинки для придания работе старинного вида, то лучше использовать кракелюр в сочетании с другими приемами искусственного состаривания, такими как патинирование, снятие глянцевого блеска, а также искусственное пожелтение и выцветание 🙂

Мастер класс — как использовать двухшаговый кракелюр в декупаже

Всем, привет, дорогие любители декупажа! С вами Эля Бакиева.

Вот на днях разбирала архив фото о декупаже с работами 2013 г. и нашла вот такую историю одной своей шкатулки. Спешу поделиться ею с вами. В ней вы найдете, как использовать двухшаговый кракелюр в декупаже мастер класс о создании выразительных трещинок для получения эффекта старины.

А еще я покажу, как у меня не очень хорошо вышло вживление, а точнее как ужасно это получилось и почему. Не всегда же выходит все гладко как по маслу, бывают и такие случаи, когда что-то не получается. Вот собственно моя история.

Идея декора

Жила у меня такая заготовка-шкатулка фолиант. Однажды родилась идея и была она такова.

Основание шкатулки покрасить в тепло-коричневый цвет, а на верхней части, т. е на крышке сделать вживление в дерево. Картинка у меня была на белом фоне с красивой лошадкой, и думаю, если бы у меня получилось осуществить свою идею, то было бы ощущение, что лошадка нарисована на деревянной поверхности. Эх, смотрим что получилось.

Для имитации листов книги, я провела обжиг газовой горелкой и технику браширование. Верхнюю часть заклеила молярным скотчем, чтобы не испачкать, пока буду тонировать нижнюю часть.

В морилку я добавила синий цвет акриловой краски. Так морилка приобретает темно-коричневый глубокий цвет.

Прокрашиваю основание, включая брашированную часть шкатулки.

После просушки ошкуриваю. Получился вот такой красивый благородный цвет.

Декупаж

Ну а дальше не удачный декупаж.

Перед вживлением картинки, как правило, необходимо подготовим поверхность.

В этом случае ее покрываю 2-3 слоями акрилового лака и шлифую наждачной бумагой №800-1000.

Наклеиваю распечатку методом вживления.

Подробно как это сделать правильно можно подглядеть здесь.

Вот какая бяка получилась на этой работе.

Сняв полностью бумажный слой и покрыв влажную поверхность акриловым лаком, картинка все равно осталась мутной, словно покрытая белой пеленой. Бумажного слоя на ней точно нет.

Ошибкой было то, что здесь я применила фотобумагу. Какую именно я уже сейчас не помню, но с ней я больше не экспериментирую. Для вживления картинки применяю только распечатки на офисной бумаге. Как выбрать принтер для декупажницы Марат очень подробно описал в этой статье.

Выход из ситуации был таков. Ошкурив всю поверхность и покрыв акриловым грунтом, наклеила истонченную распечатку.

Края обжигаю газовой горелкой и покрываю 2 тонкими слоями акрилового лака.

Двухшаговый кракелюр

А дальше работа с кракелюрной парой 678-688.

1 шаг. Лак патинирующий (№678) на основе органических растворителей темно-желтого цвета. Наносится кистью.

Часто водить по лаку не нужно. От частых мазков кистью лак не успеет растечься и начнет подсыхать полосами. Если он загустел, можно добавить в него чуть-чуть уайт спирита и очень хорошо перемешать. Сушиться 1 шаг до липкости (от 1 до 3 ч.).

Т. е это, то состояние лака, когда он еще липкий, но при этом он не пачкает пальцы. Или, грубо говоря, то состояние, когда по лаку “можно пробежаться мокрыми ногами” и не оставить следов. Нет, нет бегать по лаку не нужно, просто тронем в каком-нибудь уголочке пальцем и посмотрим, остается ли на пальце состав. Если нет, но поверхность липкая — это тот самый момент, когда нужно наносить второй шаг.

2 шаг. Кракелюрный лак(№688) –состав на водной основе светло желтого цвета.

Наношу его сначала кистью, а затем втираю в поверхность пальцами до того момента, когда пальцы уже перестают скользить по поверхности.

Оставляю до полного высыхания и проявления трещин. Феном не сушить, получите мелкую сеточку.

Я сушу работу в ванной. Там нет сквозняков и влажно.

В трещинки втираю масляную краску, но можно их проявлять и сухим пигментом (пастель, тени, пигментный порошок).

Как смыть второй шаг? Держим работу под струей воды комнатной температуры. Вы заметите как желтизна будет немного исчезать, но не полностью, т.к первый шаг тоже не много желтит.

Пальцами помогать ни в коем случае нельзя. Задев масляную краску, получите очень грязную работу.

Вот такие выразительные трещинки получились.

После полной просушки покрываю алкидным матовым лаком.

Края немного запатинировала битумным лаком. Внутри обшила шкатулку бежевой бархатной тканью и получилась вот такая “старинная” вещь.

Пусть мой опыт с вживлением картинки поможет начинающим декупажницам избежать ту ошибку, которую совершила я и пусть у вас получатся самые красивые трещинки на ваших работах. Буду рада вашим комментариям. До скорой встречи, пока, пока!

Алиса Лучинская

О заработке на рукоделии, декупаже и чудесной жизни

Мастер-классы → Шкатулка с кракелюром Maimeri

2 декабря 2012 г.

Перевод: Алиса Лучинская

Трещины от двухшагового кракелюра Maimeri не так страшно создавать, как принято считать, да и их создание может принести вам много радости! Вам нужно только преодолеть отвращение к нему.

Для создания состаренной шкатулки с кракелюром я использовала:

  • заготовка шкатулки
  • акриловые краски (пастельная орхидея, кофейный ликер, глубокий бордовый)
  • кракелюр maimeri 678 + 688
  • патина 2х цветов
  • художественная краска «умбра жженая»
  • декупажный мотив
  • клей для декупажа
  • восковая свеча
  • мягкая плоская кисть
  • мягкая х/б ткань
  • медный пигмент (или битум)
  • полиуретановый лак

В качестве грунта шкатулка покрыта краской цвета «пастельная орхидея», лучше всего сделать это два раза (после первого — прошкурить шкатулку мелкой наждачной бумагой)

Тщательно вырезаем мотив для крышки шкатулки:

Краски смешиваются до получения глубокого бордового цвета. Красим крышку, и менее аккуратно по бокам и дно шкатулки.

После высыхания краски натираем свечой края крышки и еще некоторые места.

Затем мы красим шкатулку красками «пастельная орхидея» и «кофейный ликер» одновременно: прямое смешивание цветов прямо на поверхности работы дает интересный эффект. При этом действовать кистью нужно быстро и решительно, чтобы краска не успевала высохнуть до того, как вы сделаете плавные переходы тонов.

Когда краска высохнет, потрите наждачной бумагой те места, которые вы натирали свечкой.

Декупажный мотив замочите ненадолго в воду и промокните бумажным полотенцем.

Мотив раскладываем на файлике лицом вниз и промазываем обратную сторону клеем. Переносим мотив на заготовку.

Тщательно прижимаем мотив к шкатулке, промазываем клеем еще раз, кистью выгоняем пузыри из-под мотива.

Берем патину цвета «античная бронза» и растираем ее по шкатулке при помощи мягкой тряпочки. Стремясь сымитировать налет времени, применяем патину с разной интенсивностью.

Подождите, пока патина высохнет. Теперь будем аккуратно создавать тени при помощи патины «античный зеленый» и «античная бронза». Налейте немного патины двух цветов на тарелку, также вы можете смешать небольшое количество патины из этих двух цветов, чтобы потом применять тот цвет, который получится в результате.

Нанесите немного патины вдоль мотива кистью и разотрите затем тряпочкой в направлении от мотива.

В конце потрите зеленой патиной края шкатулки.

Это шкатулка после патинирования:

После высыхания патины покройте шкатулку акриловым лаком.

На фото ниже показано как я наношу первый шаг кракелюрного лака и размазываю его по поверхности мягкой кистью.

Это поверхность после высыхания первого шага: идеально гладкая!

Я рекомендовала бы воспользоваться феном, но у меня шкатулка подсохла быстро сама, так как лежала в теплом месте — у камина. Когда первый компонент стал липким, но уже не пачкающим, можно применять второй компонент. Действуем так же: наливаем кракелюр на поверхность прямо из бутылочки, а затем распределяем мягкой кистью.

Дайте высохнуть кракелюру в теплом месте, вы получите эффект трещин:

Трещины в высохшем кракелюре можно проявить при помощи медного пигмента. Вы можете также использовать битум (в качестве альтернативы).

Покройте шкатулку безопасным полиуретановым лаком. Так выглядит результат:

МК – Декорирование овальной шкатулки. Одношаговый декупаж и кракелюр.(основная часть)

Заряд творческого вдохновения опять неожиданно ударил не в то полушарие и вместо учебы или полезных дел, я опять потратила дофига времени занимаясь ерундой!)) Чтобы время было потрачено не впустую, я решила запечатлеть все этапы моего творческого процесса с подробным описанием и советами, вдруг кому-то пригодится.

шкатулка-основа из папье-моше,

2 банки контрастной акриловой краски,

кракелюрный лак и финишной лак,

сухие блестки (по желанию),

2 широкие синтетические кисточки,

1 веерная синтетическая кисточка,

1 тонкая синтетическая кисточка,

1 декупажная карта,

клеенка или газета,

баночка с водой для промывания кисточек.

Кисточки для работы лучше брать синтетические, т.к. натуральные можно сильно испортить. Я беру 2 широкие кисти: одну помягче – для краски, другую пожестче – для кракелюра, клея и лака.

Читайте также:  Пионовидная роза из фоамирана - пошаговый мастер - класс с фото

Веерная кисточка нужна для блесток.

Спонжики можно использовать косметические или вообще использовать обычную новую посудную губку.

Вместо шкатулки из папье-моше, можно выбрать и пластиковую и деревянную и пенопластовую основу.

Но я выбрала именно этот вариант, как наиболее дешевый и удобный для подобной работы.

Кракелюр и финишной лак лучше брать одной фирмы. Внимательно смотрите чтобы кракелюр был именно одношаговый.

Краски можно использовать почти любые, но обязательно плотные и не требующие много воды для нанесения.

Учтите, что все металлические цвета плохо растрескиваются или вообще не растрескиваются, поэтому их можно использовать только как основу (для цвета трещину).

Декупажную карту можно брать с любим рисунком, но желательно, чтобы его цвет совпадал с финальным цветом шкатулки, иначе придется отдельно заморачиваться на отделку краев.
Декупажная карта должна быть на тонкой рисовой бумаге, чтобы хорошо пропитывалась клеем и ровно ложилась на поверхность.

Вместо нее можно использовать верхний слой красивой бумажной салфетки.

Шаг 1. Грунтовка. Базовый цвет.
Прокрашиваем основу со всех сторон тем цветом, которого планируются трещинки на готовом изделии.

Рекомендую использовать контрастные цвета, причем более светлый лучше использовать как базовый, относительно темного, если вы хотите более плотного перекрытия вторым цветом. и наоборот, для эффекта полупрозрачного, воздушного верхнего цвета, стоит использовать темный базовый цвет или металлические цвета.

Наносим базовый цвет в 2-3 слоя, в зависимости от плотности краски.

Каждый слой хорошо просушиваем перед нанесением следующего.

Акрил легко отмывается от всего кроме текстиля, пока окончательно не высох, помните об этом и мойте кисти и испачканные поверхности сразу после окончания работы теплой водой с мылом.

Спонжики удобно использовать для наиболее равномерного нанесения краски и для прокрашивания, тонирования тонких деталей.

Если использовать их для финишного слоя краски с кракелюром, то трещинки получатся более мелкие и аккуратные.

Шаг 2. Лак 1-слой.

После полного высыхания последнего слоя базового цвета (около 1 часа после нанесения), рекомендую покрыть все изделие 1 слоем бесцветного акрилового лака, чтобы избежать в случае дальнейших ошибок и безвозвратно испорченной предыдущий работы.

Лак так же суши до полного высыхания (от 2х до 12 часов, обычно время полного высыхания указано на самом тюбике).

Можно немного ускорить процесс с помощью обычного фена для волос, но не на максимальной температуре и постоянно перемещая его над поверхностью изделия.

Обязательно мойте кисти после каждого использования акриловой краски или лака, иначе потом вы их просто не ремонте и их придется выкинуть. На короткие промежутки времени их можно просто замачивать в баночке с теплой водой, но не оставляйте их в воде на долго, иначе дерево рукоятки размокнет, верхний красивый слой облупится, а ворс кисти может необратимо и некрасиво деформироваться.

Лучше всего, кисти после использования и промывания, промокнуть об ткань или салфетку и оставить на ней же сушиться в горизонтальном положении.

Ну а если вы хотите всё же поэкспериментировать, то советую сначала пробовать цветной или блестящий лак на цветной бумаге или картоне, того же цвета, что и ваше будущее изделие.

После высыхания слоя лака, покрываем изделие с помощью сухой кисти (кракелюр не терпит воды, убедитесь заранее, что макаете в баночку абсолютно сухую кисточку), равномерно, в один тонкий слой кракелюром и оставляем его немного подсохнуть на 15-20 минут.

Сглаживаем сухой кистью все неровности, пузырьки и потеки по мере высыхания кракелюра.

Шаг 4. Финишной цвет.

После того, как слой кракелюра немного подсох, можно наносить второй, основной цвет для вашего изделия. Это можно делать как кисточкой, так и спонжиком, в зависимости от того, какой вы хотите получить эффект в итоге.

Но в любом случае важно соблюдать ряд правил:

1. краска для верхнего слоя цвета должна быть не очень густая, но и не очень жидкая.

2. Краска наносится в один слой и одним движением, равномерно, без пустых непрокрашенных мест. Нельзя проводить дважды по одному месту. Нажми и направление

движения кисти всегда должны быть одинаковые.

3. При нанесении финального слоя желательно избегать коротких мазков, т.е. следует вести кисть от одного края изделия до другого. А так же без потеков и пузырьков воздуха, если они всё же образовались, то аккуратно промокните их сухим спонжиком или губкой.

4. Сушить финишный слой краски можно только естественным образом, без использования фена и прочих нагревательных средств, при комнатной температуре, в хорошо проветриваемом помещении, не менее 2-х часов. Кракелюр может плохо растрескиваться если в помещении будет холодно.

5. Жидкая/слишком плотная краска и металлики плохо поддаются растрескиванию, поэтому их не стоит использовать для финишного тонирования.

Можно использовать разные техники и инструменты для нанесения финального слоя краски на разных частях изделия, аккуратно сглаживая переходы маленьким спонжиком.

Я использую кисть для наружной части дна шкатулку, чтобы показать разницу при нанесении кистью и спонжиком. Все остальные части шкатулку, я покрываю финальным цветом с помощью спонжиков.

Если вы вдруг допустили ошибку или решили изменить финишный цвет уже после начала нанесения, то до высыхания краски, её можно аккуратно удалить влажной губкой смоченной в теплой мыльной воде. После чего тщательно промокнуть изделие сухими салфетками и начинать повторные работы, только после полного высыхания, начиная опять со слоя кракелюра.

При нанесении краски спонжиком, она ложится ровнее, плотнее и имеет красивую текстуры.

При нанесении кистью, остаются видимые переходы между масками и получается “эффект повторно крашенной доски”.

Оба варианта по своему красиво выглядят после высыхания и растрескивания.

Наносить финальный слой краски на мелкие и тонкие детали, я рекомендую либо маленьким спонжиком, либо тонкой кистью, чтобы не было повторных мазков по одному месту и не прокрашенных участков.

Все ребра и грани изделия лучше тонировать в самом начале , чтобы избежать неравномерного нанесения цвета.

Во время высыхания финишного слоя краски, не трогайте изделие пальцами, не переворачивайте и ничего не кладите на непросохший слой краски. Иначе краска прилипает к соприкоснувшейся с ней поверхностью и остается некрасивый непрокрашенный след, который отдельно от основного изделия, очень трудно исправить.

Шаг 5. Сушка с растрескиванием.

По мере высыхания верхнего слоя краски и окончательного высыхания кракелюра, на поверхности верхнего слоя краски, начинают появляться трещинки.

Полное высыхание считаем не от времени нанесения финального цвета, а от нанесения кракелюра.

Время полного высыхания кракелюра обычно указан на самом тюбике, баночке или упаковке ( обычно время полного высыхания указано 2 часа, но я рекомендую сушить изделие не менее 4 часов, для большего растрескивания и более красивого эффекта).

Шаг 6. Лак 2-ой слой.

После полного высыхания кракелюра и финишного слоя краски, покрываем изделие еще раз одним слоем бесцветного лака, для защиты от влаги и пыли наши получившиеся трещинки.

Ждем полного высыхания лака, как в прошлый раз.

Шаг 7. Вырезаем мотивы для декупажа.

Аккуратно ножницами вырезаем из декупажной карты понравившиеся картинки, по возможности с небольшим запасом по краям.

Некоторые советуют вырывать аккуратно картинки, а не вырезать, но это эффективно только при идентичном фоне картинки и основы. В остальных случаях разницы почти нет.

Шаг 8. Кракелюр и финишное тонирование внутри.

После полного высыхания лака, повторяем предыдущие шаги с кракелюром и тонированием внутри. Лучше и удобнее использовать для тонирования внутри, – спонжики.

Особое внимание удаляем внутренним стыкам и внешней тонкой кромке, равномерно нанося краску финишного цвета.

Оставляем сохнуть на 4 часа как и в предыдущий раз.

После полного высыхания кракелюра и финишной краски, покрываем изделие изнутри в 2 слоя бесцветного лака с интервалом в 1 час или до полного исчезновения белого цвета лака.

Шаг 9. Примерка мотивов.

Перед тем как приклеивать декупажные мотивы к шкатулке их стоит сначала “примерить”, т.е. разложить на изделии без клея так, как они предполагаемо будут наклеены, и при необходимости подрезаем картинки ножницами.

Помните, что после намокания от клея, салфетка или рисовая бумага может немного растягиваться на 1-2 мм.

После примерки наносим на крышку шкатулки клей ПВА сухой кисточкой в один тонкий слой, на область куда будем клеить картинку с небольшим запасом по краям.

Шаг 10. Декупаж крышки шкатулки.

После того как нанесли ПВА на крышку, даем ему 2-5 минут подохнуть и аккуратно приклеиваем сверху нужную нам картинку.

Далее, наносим клей ПВА тонким слоем с помощью кисти прямо поверх приклеенной картинки, ведя кисточку с клеем от центра мотива к его краям, аккуратно разглаживая складочки и выгонят все пузырьки воздуха.

Оставляем сохнуть не менее чем на час.

Шаг 11. Декупаж других частей шкатулки

Повторяем все так же, как с крышкой, на основании и внутри шкатулки.

Оставляем сохнуть не менее чем на час.

Шаг 12. Лак 3-ий слой.

После высыхания клея и наклеенных картинок, покрываем всю шкатулку одним тонким слоем бесцветного финишного лака, чтобы еще лучше приклеить мотивы декупажа и защитить их от влаги.

Оставляем сушиться до полного высыхания лака.

Шаг 13. Ретушь мотивов.

После полного высыхания лака, с помощью тонкой кисточки и краски финишного цвета разбавленной немного водой, слегка ретушируем края наклеенных мотивов, чтобы получился эффект нарисованных вручную картинки.

Краска не должна быть очень плотной, иначе мы замажем трещинки и будет выглядеть некрасиво и не аккуратно.

Читайте также:  Подставка под чашку своими руками, мастер - класс с фото, пошагово

Можно так же немного поработать над самой картинкой, добавив на нее несколько мазков для большего эффекта.

Оставляем краску сохнуть.

Повторяем то же самое со всеми частями шкатулку, где были наклеены декупажные мотивы.

Как сделать кракелюр в декупаже?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Ручная работа всегда ценилась выше фабричной. Ни один предмет с полки магазина не может заменить хэнд-мейд искусства. Сотни лет мастерицы с разных уголков света создают маленькие шедевры при помощи способов и материалов декорирования, доступных каждому.

Одной из популярных техник является кракелюр – декорирование изделий из различных материалов, популярное среди рукодельниц всего мира. В нашей сегодняшней статье мы рассмотрим, как применить этот способ украшения в декупаже.

Что же такое кракелюр? От французского craquelure (трещина) – искусственное состаривание лакированного покрытия любых предметов (будь то ваза или обычная коробка). Как становится понятно по названию, на изделии, с помощью специальной методики, появляются небольшие трещинки и потёртости, которые создают эффект так называемой паутинки времени, придающей неповторимый шарм современным предметам, визуально превращая их в винтажные.

Аксессуары в стиле современного ретро гармонично впишутся в интерьеры, выполненные в стиле прованс или кантри. Также искусственный антиквариат отлично будет смотреться в классической викторианской гостиной или комнате, оформленной в романтичном стиле.

Какие предметы обычно декорируют при помощи техники кракелюр? Деревянные изделия, шкатулки, жестяные подносы, горшки для цветов, стеклянные бутылки из-под вина, зеркальные рамы, декоративные чемоданы… Любой, на первый взгляд, ненужный предмет из кладовки и чердака может превратиться в настоящее произведение искусства, которое украсит ваш дом. Используйте фантазию и творите!

Способы кракелюра в декупаже

Не стоит забывать, что есть разные виды кракелюра, с помощью которых можно добиться различных эффектов на готовом изделии. С помощью данных методик выполнения кракелюра ваши шедевры не будут похожи друг на друга, каждый из них будет иметь свою «изюминку».

Какие же бывают разновидности искусственного состаривания? Мастера различают две основные техники.

Одношаговый (однокомпонентный)

Что отличает этот способ обработки? Через трещинки верхнего слоя краски виден верхний слой окраски изделия.

Одношаговый метод более простой в исполнении, не требует много времени и подходит новичкам в мире хэнд-мейд искусства.

Каков процесс создания одинарного кракелюра?

На подготовленную поверхность необходимо нанести красящий состав либо в нашем случае, декупажный рисунок. Обязательно загрунтовать и на высохший слой нанести специальный состав – лак для кракелюра, который и будет трескаться, создавая эффект яичной скорлупы.

Двухшаговый (двухкомпонентный)

Двухшаговый способ кракелюра отличается тем, что образовавшиеся трещинки наполняются дополнительным составом (например, можно использовать серебристое или бронзовое напыление в виде пудры, вживление кусочков потали, а также другие подходящие материалы). Это создаёт особенный эффект, вещь будет смотреться изысканно, за счет перелива оттенков, её захочется рассматривать.

Двойной кракелюр потребует чуть больше времени и кропотливой работы, но, поверьте, результат того стоит!

Какой из способов выбрать — решать только вам.

Кракелюр: техника выполнения для начинающих

Рассмотрим пошагово, как самостоятельно и без особых усилий украсить предмет в технике кракелюр.

Что нам понадобится?

  • Конечно же, сам предмет, который мы и будем декорировать. Им может послужить всё что угодно начиная от старого бабушкиного табурета, заканчивая стеклянной вазой, поверхность которых вы предварительно подвергли обработке, прямому или обратному декупажированию.

  • Лак для кракелюра. Специальные составы можно приобрести в любом отделе для творчества. Разновидностей и оттенков лака существует великое множество.

  • Краска или пудра выбранного оттенка для заполнения образовавшихся трещинок.

Можно выбрать нейтральные оттенки, а можно — яркие тона для создания эффекта контраста на предмете.

  • Высококачественная кисть из нейлона. Размер кисточки нужно выбирать в зависимости от величины изделия, которое вы планируете покрывать лаком. Для удобства в работе, всегда нужно иметь в запасе кисть маленького объёма для обработки труднодоступных участков. Работа будет кропотливой, но гораздо более качественной и завершённой. Для покрытия больших поверхностей вы можете использовать строительный валик.

  • Акриловый лак. Его желательно наносить для защиты готовой поверхности от дальнейших повреждений.

Итак, можно приступать!

Выбираем самый красивый предмет из вашей коллекции декупажного мастерства — ведь на декупаже кракелюр смотрится особенно эффектно, как и на предметах, покрытых декоративной штукатуркой.

Создав декоративный предмет в стиле декупаж, вы выполнили большую часть работы. Остаётся только дополнить ваше произведение искусства несколькими штрихами.

Сделать это достаточно просто.

  • Берём кисточку и покрываем предмет лаком для кракелюра — идеально ровное нанесение не особо важно, главное, чтобы на поверхности не образовалось заметных наплывов и подтёков. Даём высохнуть в течение нескольких минут.

  • Далее, наступает черёд декорирования, для которого вы можете использовать, например, акриловую краску. Её следует нанести на слой лака с помощью кисти или поролоновой губки (с помощью губки можно создать более мягкие и плавные переходы оттенков).

  • Спустя некоторое время на поверхности начинают образовываться характерные трещинки, которые вы также можете задекорировать, используя поталь или желтоватый лак, усиливающие эффект состаривания.

  • Если вы заметили неровности или дефекты на поверхности готового изделия, ничего страшного! Такие мелкие недостатки можно зашкурить либо обыграть декором.

  • После полного высыхания покрываем предмет завершающим слоем лака, который сохранит ваше творчество на долгий срок. Набираемся терпением, ждём просыхания последнего слоя и наслаждаемся результатом, выполненной работы!

​​​​​​Надеемся, наш мастер-класс оказался вам полезен: вы научились пользоваться лаком для кракелюра и создадите множество красивых и необычных предметов.

С техникой выполнения двухшагового кракелюра в декупаже можно познакомиться в следующем видео.


Декупаж шкатулки. Двушаговый кракелюр. Золото сердца. Мастер класс с фото

МК Шкатулочка «Золото сердца»

В этом мастер-классе я бы хотела поделиться опытом работы с двухшаговым кракелюрным лаком. Скажу честно, отношения у нас с ним складывались не сразу гладко, но, не смотря на это, мы с ним все-таки подружились. Для этого мастер-класса я выбрала жестяную коробочку из-под конфет, а в качестве украшения к ней картинку (распечатку) очень романтического домика, навевающего воспоминания детства и вселяющего в душу уют и покой.

1. Подготавливаем коробочку, снимая с нее все наклейки

2. Обезжириваем ее поверхность спиртом или любым моющим средством

3. Наносим слой грунтовки. Это может быть водоэмульсионная или акриловая краска. Внутренняя поверхность коробочки золотого цвета и без изъянов, поэтому оставляем ее такой как она есть

4. В качестве картинки я использовала фотографию, поэтому, чтобы ее истончить замачиваем ее в воде не менее, чем на 30 минут.

5. Отделяем пленочку фотографии от бумажной основы. Стараемся истончить ее как можно сильнее

6. Поверхность крышечки смазываем клеем или акриловым лаком и клеем на нее картинку

7. Для следующего этапа нам понадобятся туалетная бумага или салфетка (порезанная на небольшие полоски), клей разведенный водой (1:1) и жесткая кисточка

8. Берем кусочек бумаги, накладываем ее по периметру рисунка и мокрой кистью формируем складочки

9. На этом этапе рисунок с окантовкой из салфеток выглядел, так как будто мы выглядываем из окна из-за тонких занавесок и видим сказочный домик по-соседству. Оставляем крышечку для просушки

10. Красим окантовку рисунка белой краской

11. Сам рисунок покрываем несколькими слоями акрилового лака с хорошей промежуточной просушкой. Этот этап нельзя пропускать, иначе не получатся трещины

12. Для эффекта состаривания (трещин) я использовала кракелюрную пару «IDEA DECOUPAGE» фирмы «MAIMERI» 753 и 754

13. Мягкой кисточкой наносим патинирующий лак для декупажа № 753. Это лак на водной основе. Его особенность в том, что он полностью никогда не высыхает, поэтому кракелюрный лак (следующий шаг) можно наносить и через день

14. Не меньше, чем через 45 минут после нанесения патинирующего лака, наносим кисточкой второй шаг – кракелюрный лак № 754

15. На этом этапе важно очень хорошо покрыть весь патинирующий слой лака, поэтому чтобы прокрасились все микротрещины аккуратно проходим всю поверхность пальцем

16. Оставляем крышечку для просушки на сутки.
17. Прокрашиваем окантовку рисунка золотой акриловой краской. Делаем это сухой кистью с минимальным количеством краски на ней

18. Сверху можно золото немного приглушить жемчужной краской

19. Оформляем внешние бортики шкатулки салфеткой с золотым рисунком

20. Клеить салфетку в этом случае удобно с помощью файлика. Брызгаем на салфетку лак для волос, чтобы она стала более прочной. Ждем пока салфетка высохнет. Лучше всего разрезать ее на небольшие фрагменты, тогда на неровной поверхности ее будет легче клеить

21. Кладем салфетку лицом вниз на файлик и под небольшой струей холодной проточной воды выгоняем пузырьки воздуха из-под салфетки

22. Обклеиваем все боковые поверхности коробочки

23. Вскрываем коробочку акриловым лаком

24. Затираем образовавшиеся трещинки на рисунке металлической пудрой (бронзовой, золотой, или серебряной), тенями для век или измельченной пастелью. Для этого очень легко круговыми движениями втираем порошок в трещинки

25. Под несильным душем слегка теплой воды смываем верхний слой кракелюрного лака (10-20 секунд)

26. Мягкой кисточкой покрываем рисунок акриловым лаком. Этот этап нужно повторить как можно больше раз (10-15)

27. Всю поверхность шкатулки покрываем акриловым лаком

28. Верхнюю часть бортиков шкатулки прокрашиваем золотой краской

29. Все, наша обновленная коробочка-шкатулочка готова!

30. Нас даже выскочил встречать хозяин этого чудесного домика

Ссылка на основную публикацию